Алматы қаласы Білім басқармасының
«№65 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 392-87-28
Есепші бөлімі:
+7(727) 392-87-66
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Мектептегі жетілуді зерттеу 1 сынып оқушылары арасында / Изучение школьной зрелости среди учащихся 1-х классов
27
қазан
2022

Мектептегі жетілуді зерттеу 1 сынып оқушылары арасында / Изучение школьной зрелости среди учащихся 1-х классов


Справка
по изучению школьной зрелости
среди учащихся 1-х классов
2022-2023 учебный год в КГУ ОШ№65

Цель: выявить уровень сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью.

В ходе проверки были проведены следующие формы работы:

  • посещены и проанализированы уроки;
  • анализ социально-психологической характеристики класса;
  • наблюдение;
  • диагностическая работа по методике Керна-Йерасека.


Начало обучения ребенка в 1 классе – это сложный и ответственный этап. Это не только новые условия жизни и деятельности, а и новые контакты, новые отношения, новые обязанности для них.

Опыт работы показывает, что адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно долгий процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма. Только через пять-семь недель постепенно повышаются и становятся более стойкими показатели трудоспособности у ребенка, становится меньше чувство напряжения и тревожности.

Ежегодными наблюдениями доказано, что с началом учебного года происходит адаптация организма учеников к учебному процессу, продолжительность и прохождение которой зависит как от факторов учебной среды (режима, содержания, методов и способов обучения, объема учебной нагрузки), так и от состояния здоровья и трудоспособности. Поэтому адаптация к школе рассматривается как беспрерывный процесс, который происходит в течение всего времени пребывания учеников в учебном заведении.

Наблюдая за первоклассниками, можно говорить о том, что дети, которые посещали ДОУ, значительно быстрее и без проблем адаптируются к условиям обучения в школе.

В обучении детей учитель также уделяет внимание игре. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте является ценным способом воспитания умственной активности школьников, активизирует психические процессы, вызывает живую заинтересованность в процессах познания. Во время проведения дидактических игр дети с желанием преодолевают значительные трудности в обучении, развивают их способности и умения.

Для создания спокойной рабочей атмосферы на уроке учителя пытаются поддерживать сосредоточенность внимания учеников, их слуха, а не сохранения статистической позы за партой в течение всего урока.

В этом учебном году также осуществлялся психологическое сопровождение первоклассников во время адаптационного периода. Главная задача – помощь детям в адаптации к школе, которая имеет целью развитие их саморегуляции, предупреждения тревожности, а также помощь учителю в создании условий, что помогают учителю в создании условий для развития познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников. В систему сопровождения адаптации учеников 1 класса к школе входили занятия, в процессе проведения которых проходили консультации с учителем, встречи с родителями. Занятия строились в доступной и интересной форме, с использованием методов саморегуляции. Часть заданий имела разносторонний характер: состояла не только из диагностических заданий, но и из развивающих упражнений.


В работе приняло участие – 135 учащихся.  По результатам диагностики уровень адаптации в 1 классе составляет 86%, а 14% несколько не адаптированы к школьному обучению.

Детям, которым тяжелее было приспособиться к обучению в школе, уделялось большее внимание и индивидуальная поддержка, как учителя, так и психолога, который осуществлял психологическое сопровождение этого процесса:

  • велись психолого-педагогические наблюдения за первоклассниками, проводились беседы с ребенком;
  • в рамках диагностической работы использовались методики изучения школьной мотивации;
  • разрабатываются упражнения, игры, задания для улучшения процесса адаптации;
  • проводится консультационная работа с родителями: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания.


Выводы:

  1. У большинства учащихся 1 классов адаптационный период прошел успешно. С учащимися с возможной дезадаптацией будет проводиться коррекционно-развивающая работа.
  2. Учитель использует различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учеников 1 классов к обучению в школе.

Рекомендации:

Учителям 1 классов с целью успешной адаптации учащихся:

  • во время проведения уроков осуществлять индивидуальный подход к ученикам, у которых возникают трудности во время адаптационного периода и в течение года;
  • усовершенствовать формы и методы работы с учениками шестилетнего возраста во время адаптационного периода и в течение года;


  • проводить индивидуальные беседы с родителями первоклассников, у которых процесс адаптации к школьным условиям проходит сложнее.


Педагогу-психологу:

  • продолжить наблюдение за процессом адаптации первоклассников, своевременно оказывать им необходимую педагогическую и психологическую помощь;
  • постоянно знакомить родителей с потребностями и особенностями детей шестилетнего возраста;
  • осуществлять психологическое сопровождение через наблюдение за такими адаптационными процессами, как: общение с одноклассниками, тревожность, внимание на уроках.


Родителям:

• Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику. 

• Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

• Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку - поддержите, ободрите его.

• Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

• Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

 • Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 • С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился еще один авторитетный человек - это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

 • Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для отдыха и сна.




Педагог-психолог Садыкова А.М.


Педагог-психолог Жунисбекова А.А.